Юбілейная выстаўка Народнага фотаклуба “Мінск”адкрылась ў Мастацкай галерэі Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка.

Фотоклуб «Мiнск» – один из старейших коллективов на территории бывшего СССР. Созданный на волне послевоенной оттепели, и безусловно старейший в Беларуси, послуживший примером для создания подобных объединений фотолюбителей в других городах республики. В шестидесятые гoды в клубе активно работали Михаил Монич, Александр Глинский, Владимир Грибов, Георгий Меншиков, Николай Бойцов, Вячеслав Корягин, Геннадий Азаренок, Вадим Барановский, Клара Кожарская, Феликс Кучар, ставший в последствии известным кинооператором. Методическое руководство долгие годы осуществлялось Валерией Михайловной Бархатовой, председателями правления в эти годы избирались А.Зайцев, В.Бредихин, В.Смирнов, Г.Меншиков.
Фотклуб «Мiнск» был создан в сентябре 1960 года на общем собрании фотолюбителей города, объявленном в газете «Знамя юности». Тогда же почетным председателем фотоклуба был избран Василий Феофилович Купревич, академик, Президент АН БССР. Художественным руководителем фотолюбительства города, а вместе с этим и «мотором», вдохновителем движения, стал один из старейших фотомастеров Исаак Иосифович Соловейчик. Материальной и технической базой фотоклуба «Мiнск» с первых дней и до 1991 года являлся Минский областной совет профсоюзов, в помещении которого по известному адресу: ул.Козлова, 2 проводил и проводит свои мероприятия созданный коллектив.
В 1970 году клуб взял курс на омоложение, на привлечение в свои ряды новых членов, на развитие творческого направления в работе авторов. Председателем правления был избран инженер, а в последствии фотокорреспондент, Евгений Козюля, интересно и плодотворно работающий в области художественной фотографии. Были проведены изменения в эстетике экспонирования организуемых клубом выставок. Впервые выставка к 10-летию фотоклуба экспонировалась в стеклах и авторам впервые были возвращены работы. Георгием Меншиковым был разработан фирменный знак фотоклуба «Минск», который с тех пор сопровождает все выставки и мероприятия, проводимые фотоклубом. Тогда же Юрий Васильев и Евгений Козюля сформулировали концептуальные основы межклубных выставок художественной фотографии «Фотографика-71». Это был прорыв в другую фотографию, в другое творческое состояние фотоклуба «Минск» и белорусской художественной фотографии в общесоюзном фотографическом движении (см. приложение 2). «Фотографику-71» рассматривали как творческое произведение многонационального совкетского фотолюбительства, и на уровне ВЦСПС было решено сделать эту выставку традиционной с объявленной периодичностью сначала 2 года («Фотографика-73», «Фотографика-75»), а затем 3 года («Фотографика-78» и «Фотографика-81») К 150-летию фотографии фотоклуб «Мiнск», отдавая дань традиции, с некоторым временным промежутком организовал последнюю из серии выставку «Фотографика-89». В программу фестиваля вошли также выставка мастеров русской и советской фотографии «15х10» и выставка фотографий Х1Х-ХХ столетий «Фота са старога альбому» (из частных коллекций Беларуси). В 1978 году председателем фотоклуба был избран Юрий Васильев и впервые функции председателя и художественного руководителя были совмещены. В 1979 году фотоклубу «Мiнск» за плодотворную и созидательную деятельность в области художественной фотографии было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». К этому времени в клубе органично соединились несколько поколений фотографов, создав достаточно интересный творческий коллектив: Н.Бойцов, В.Нехайчик, Е.Козюля, Ю.Васильев), ButraViktor В.Бутра, М.Тренина, А.Дудкин, Валерий Лобко, М.Жилинский, А.Бирилко, Я.Метелица, А.Лисовский, В.Короткий, С.Левих, И.Могилянский, Боговаров и др.
В 1985 году на втором Всесоюзном смотре фотолюбителей в Минске, посвященном 40-летию Победы, фотоклуб «Мiнск» становится лауреатом смотра, получив диплом 1 степени. Лауреатами также стали члены клуба Юрий Васильев, Евгений Козюля, Владимир Парфенок.
В период с 1981 г. по 1986 г. активно работала учебная студия под руководством М.Жилинского, а затем В.Лобко, где прошли обучение более 50 фотолюбителей. Среди наиболее известных выпускников студии Ю.Элизарович, Е.Коктыш, В.Латушкин, В.Парфенок, Г.Москалева, М.Гарус, И.Петрович, В.Шахлевич, С.Кожемякин, С.Кочергин. На базе клуба-спутника «Панорама» в 1985–1987гг. работала учебная студия под руководством Ю.Элизаровича. Среди выпускников этой студии В.Седых, В.Журавков, В.Сибриков, А.Павлюць, В.Картуль. В период с 1999 по 2001 на базе фотоклуба «Мiнск» работала учебная студия под руководством А.Цехановича и В Журавкова. Среди выпускников этой студии А.Колесников, Е.Гуртовая, А.Воскресенский, Е.Войнов.
Члены фотоклуба активно участвовали в фотографической жизни республики. Из персональных выставок наиболее значительной была выставка А.Дудкина «Нарочанские вдовы». В зарубежных фотосалонах наиболее активно участвовал признанный мастер в области фотографики М.Жилинский. Фотоклуб был активным участником «круговых» обменов с клубами страны. Наибольший успех имела коллекция 4-х авторов: В.Бутра, В.Гончаренко, М.Жилинский, Е.Козюля. Фотоклуб, как старейший коллектив, задавал уровень и организационной работе и творческой деятельности. В этот период в Беларуси существовало 27 фотоклубов, председателем Совета фотоклубов Беларуси был избран Е.Козюля. В 1992 году председателю фотоклуба «Мiнск» Ю.С.Васильеву за деятельность в области фотографии было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Беларусь».
Наиболее трудные времена фотоклуб переживал в девяностые годы – годы разделения СССР, когда прекратилась всяческая поддержка, в том числе и материальная, со стороны государства. К счастью, фотоклуб удалось сохранить, уберечь традиции, творческий контингент, привлечь молодых авторов. Именно в эти годы в творческой фотографии произошло естественное разделение профессиональной и любительской фотографии Беларуси. Однако с первых дней существования и по сей день фотоклуб «Мiнск» продолжает оставаться важным элементом в общей структуре фотографической жизни Республики Беларусь, той сферой, в которой возникают и получают действенную поддержку творческие начинания, выявляется авторская индивидуальность и способность к выражению своих художественных взглядов и идей. С 1999 по 2001 год председателем фотоклуба «Минск» являлся А.Цеханович, автор фотографических проектов «Международный купаловский фотоплэнэр-96», «Мой город» – 98,99. Наиболее значительными событиями в этот период стал «Международный фестиваль пикториальной фотографии – 2000», приуроченный к 40-летию фотоклуба «Мiнск», а также фотографический фестиваль «Сутоки» (2001). С 2002 по 2004 председателем клуба являлся Александр Ченцов. Наиболее значительными событиями стали выставка «Памяти М.Жилинского» (2002), а также многоступенчатый проект «Несвиж – четыре времени года» (2002–2004). С 2004 по настоящее время председателем клуба вновь является Е.Козюля. Наиболее значительными событиями явились фотографический фестиваль «Узденские сутоки» (2004), посвященный 125-летию Я.Наркевича-Йодки (автор проекта В.Седых), выставка «Кроки» – отчетная выставка фотоклуба «Мiнск» на подтверждение звания «Народный самодеятельный коллектив», а также созидательная организационная работа внутри фотоклуба.
В 1989–1990гг. в создании Союза фотохудожников Беларуси фотоклуб принял самое активное участие. Председателем Союза был избран член фотоклуба «Мiнск» Валерий Дмитриевич Лобко. В состав правления от фотоклуба вошли Ю.С.Васильев, М.В.Жилинский, Е.К.Козюля. Из-за отсутствия материально-технической базы и какой-либо поддержки со стороны государства Союз вскоре прекратил свою деятельность.
В Союзе 2002 года в разных органах управления фотоклуб представляют Ю.С.Васильев, Н.Евмененко, Е.К.Козюля, В.А.Сибриков, В.П.Суглоб, С.Н.Кочергин.
В 2003г. создано Белорусское общественное объединение «Фотоискусство».
В настоящее время фотоклуб «Мiнск» объединяет около 40 фотографов, как фотолюбителей, так и профессионально работающих в фотографии.
Выставка продлится до 31 марта 2012 года.

1495