«Русская жанровая живопись XIX – начала XX века» в Полоцке

7 февраля в Художественной галерее открылась выставка «Русская жанровая живопись XIX – начала XX века» из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

Для полочан и гостей города представилась возможность увидеть подлинники таких признанных мастеров, как Алексей Корзухин, Константин и Владимир Маковские, Борис Кустодиев, так и других выдающихся живописцев. Представленные в экспозиции шедевры – незыблемая классика, которая и сегодня производит неизгладимое впечатление на ценителей искусства. Организаторы выставки поставили перед собой задачу - продемонстрировать многосложность русской жанровой живописи, разнонаправленность исканий ее мастеров, своеобразие судеб народа.

Русская бытовая живопись второй половины XIX –начала XX вв. позволяет нам сегодня увидеть действительность того времени. На выставке представлены основные темы художников-жанристов: городская действительность и русская деревня, сцены из повседневной жизни представителей различных сословий.

Зритель сможет познакомиться с традициями идиллической живописи, ощутимыми в работах первой половины – середины XIX века (Г. Михайлов «Возвращение солдата», Ф. Байков «Крестьянский двор»; А. Корзухин «Наставление отца»,). В представленных на выставке работах рубежа XIX–XX веков можно увидеть сюжеты с остро выраженным критическим взглядом на действительность. Это вносит в жанровую живопись второй половины века небывалую напряженность и ярко выраженный наступательный характер. Параллельно с прямым обличением в бытовой живописи проявляет себя и более мягкая тональность в восприятии реалий социальной действительности. Жанристы 80–90-х годов XIX века стремятся раскрыть психологию человека, через призму жизненных сцен (В. Максимов «В избе», 1879; К. Трутовский «Вечные враги», 1881; К. Маковский «Слепой», 1880-е;). Художники нового поколения творившие на рубеже столетий, не стремятся к пересказу события, акцентируя внимание как на лирико-поэтический подтекст изображаемого эпизода (Н. Богданов-Бельский («У перевоза», 1915), С. Светославский («У водопоя»), так и на ироничный подход к изображаемой действительности ( Б. Кустодиев «Сцена у окна», 1921). Мягким юмором и тонким психологизмом наполнены работы В. Маковского «Стригут. Волжский Фигаро», 1897.

Приглашаем всех ценителей классической живописи на выставку, которая будет работать в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника до 13 апреля 2014 года.

858