Художник и книга. Выставка произведений белорусских графиков из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.


Выставка «Художник и книга» представляет небольшой срез того разнообразия тем в художественной литературе, который вдохновлял белорусских художников работать не только в области иллюстрации, но также создавать станковые произведения на их основе, графически репрезентируя нравственные и эстетические идеалы, выраженные в этих произведениях. Сегодня известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнены на литературные темы, но при этом имеют самостоятельное художественное значение. Художники часто обращаются к произведениям белорусских классиков - М.Богдановича,Я.Купалы,А.Пашкевич,Н.Гусовского, Я.Каласа и др., в которых воспевается самобытность и красота родного края.

В созданных ими иллюстрациях они отражают собственное видение литературного произведения через графическую пластику. В их графических листах присутствует характер метафор и иносказаний, который выражается в ассоциативности, «прислушивании» художника к своему внутреннему миру. В 60-70 годы ХХ века мастера белорусской станковой графики с энтузиазмом работали в маленьких городах, деревнях и селах. Они зарисовывали красочные одежды, обычаи, обряды, осваивали мощный пласт народной культуры. Проводили выставки, приуроченные к юбилеям известных литературных деятелей культуры. Метафорически-образное начало в творчестве художников, позволяло им отмежеваться от сиюминутной повседневности и заняться самоанализом, взглянуть на мир сквозь призму архетипов и метафор самобытного белорусского народного искусства. Впоследствии белорусские графики создавали высокохудожественные иллюстрации для изданий, посвящённых белорусской культуре и быту, сказочному фольклору. Часто внимание художников было обращено к «близкому кругу» т.е. портретам творческих личностей - литераторов, актеров, художников, деятелей других сфер культуры. На нашей выставке мы видим портреты Алоизы Пашкевич (Тётки), Василя Быкова, Франциска Скорины, Александра Пушкина, Осипа Мандельштама и др. Метафорический характер несут графические листы Г.Поплавского, П.Драчёва и Ю. Тышкевича. В символической форме в них выражается смысл всего произведения. Их иллюстрации не всегда непосредственно связанны с близлежащим текстом, они идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Это символ землепашца в работе Г.Поплавского «Сеятель», где эмоциональное содержание образа – это одновременное воплощение драматических, лирических и возвышенно-поэтических сторон жизни народа. Это литография П.Драчёва, созданная им к 500 летию Н.Гусовского, где художник рисует белым штрихом на бежевом фоне, используя линию как основное средство художественной выразительности в создании образа-монумента. На выставке также представлены иллюстрации, которые несут повествовательность, точно раскрывая содержание в многолистных сериях. Они дают характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику. Это серии книжных иллюстраций Н.Байрачного и Н.Поплавской. Синтетичность подхода в иллюстрации прослеживается в работах В.Провидохина. Художник соединяет текст с изобразительными рисованными фрагментами, создавая визуальный смысловой образ поэзии В.Хлебникова. К 1990 годам творчество художников эволюционирует в сторону интеллектуально-философских размышлений, сложных ассоциативных образов-метафор, поэтической недосказанности.

Художники больше доверяют выразительным возможностям рисунка, непосредственности свободного штриха, они идут от «тихих размышлений» о мире к совмещению различных эпох и событий, от использования богатого национального наследия к языку метафоры и концепции. Созданные белорусскими графиками образы наполняются сопереживаниями пограничных ситуаций: смерти, страдания, борьбы, в которых открывается сущность личности. Их художественный язык постоянно ищет новую стилистику, которую затем развивает следующее поколение художников, связывающих искания своих учителей с собственным видением изменившегося мира.

388