Артефакты прошлого, или О том, как в краеведческом музее Верхнедвинска появились редкие экспонаты X – XI веков

Юрий Карасев – коренной верхнедвинец, выпускник Полоцкого лесного техникума, в недавнем прошлом был индивидуальным предпринимателем по ремонту помещений. Пару лет назад вошел в рабочую группу по созданию Верхнедвинского районного краеведческого музея вместе с местным известным краеведом Антоном Буболо и другими, а сейчас является его научным сотрудником. Этой метаморфозе в своей профессиональной биографии он обязан случаю, произошедшему около десяти лет назад.

– Однажды отдыхал с друзьями на природе. Когда зашел разговор о месте, где мы находились, вспомнилось, что здесь, мне еще дед рассказывал, когда-то стояла старая пивная. Ребята достали металлодетектор – и вскоре были обнаружены монетка, кусочек подковы. Прошелся и я с этим прибором. Захватывающее занятие! С тех пор у меня появилось хобби – приборный поиск, – говорит Юрий Карасев.

Когда стали формировать экспозицию для краеведческого музея, кроме предметов народного быта, ничего не было.

– Мы загорелись идеей собрать артефакты с территории нашего района. Ездили, искали, находили, что-то реставрировали. Вот так я подключился к музейной работе, – рассказывает Юрий Владимирович.

Он принес в экспозицию немало интересных находок. В их числе клад дирхемов – старых арабских монет, клад медных солидов. «Солидку» любители приборного поиска в Беларуси называют царицей полей или «буратинкой» (баратос – мелкая разменная монета времен Великого княжества Литовского). Плюс находки с места, где стоял замок Сокол, — пушечные ядра и картечь периода войны 1812 года, фрагменты холодного оружия. Есть редкие вещи, например, выколотка для изготовления оберегов XI века. Самый старинный из нательных крестов, найденных в земле, конца IX – первой половины X века, самый «молодой» – начала XX. Кресты-мощевики ориентировочно XIII – XIV веков. В трех нераспечатанных сохранились мощи святых.

– Недавно сбросились с ребятами, кроме того, помог отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома – и за минимальную сумму из частной коллекции был выкуплен женский погребальный набор второй половины X – начала XI века, случайно найденный в августе этого года в деревне Таболки, за Жовнино, на берегу реки Свольна. Судя по карте, до войны там находилась усадьба. Когда выравнивали площадку, где стоял домик, наткнулись на погребение. На черном рынке такой набор стоит хороших денег, но удалось убедить нашедшего его человека, что артефакт должен стать музейным достоянием именно Верхне­двинщины, – Юрий Владимирович, показав экспозицию, привел нас в запасник.

В набор входят шейная гривна, пластинчатая гривна с бубенцами, витые браслеты, фрагменты височных колец и стеклянных бус – порядка 20 предметов. Археологическая сенсация для района. Юрий Карасев говорит, что это всего лишь второй известный ему комплект такого рода. Первый был найден лет 7 назад под Мяделем, но куда делся — неизвестно, похоже, в частной коллекции. Есть только фотография. Верхнедвинский набор еще не выставлен для показа. Подробная информация о нем, включая фотоснимки, передана в Национальную академию наук.

– Не жалко было отдавать находки и тратить свои деньги на приобретение экспонатов? – спросили мы у Юрия Владимировича.

– Деньги – дело наживное. Археологические находки – нечто гораздо большее: наша история, память, которая в буквальном смысле под ногами лежит. Я стал музейным работником и, пусть скромным, меценатом, когда понял: помогать в ее сбережении – мой долг, а все артефакты, собранные на Верхнедвинщине, здесь надо и хранить. Душу греет мысль, что потомки мои будут гордиться: это дед нашел!

Автор: Галина Шпаковская
Фото Дмитрия Осипова

"Витебские вести"

463