Куда зовет музей…

"Чтобы лучше понять настоящее, нужно чаще заглядывать в прошлое" — учат нас историки. Но и заглядывать в прошлое современный человек стремится по – новому. Сосредоточенно бродить в музейной академической тишине и вдумываться в уроки истории находится не так много желающих. Для этого нужна безграничная любовь к истории, высокий уровень интеллекта или профессиональный интерес. Динамичное время, стремительный поток информации, доступные интерактивные зрелища изменили психологию людей. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их во все сферы нашей жизни наложили отпечаток на развитие личности человека.
Сегодня на экскурсии в музей приходят дети, значительно отличающиеся от своих сверстников, которые посещали музей 10–15 лет назад. Современных детей с рождения окружают интеллектуальные игрушки, компьютерные игры и свободный доступ в Интернет, где без труда можно почерпнуть информацию о любом предмете, который раньше можно было увидеть только в музее.
В последние годы афиши современных крупных столичных музеев пестрят заманчивыми предложениями: ролевые игры для детей и взрослых, квест – игры, мастер – классы, игровые музейные зоны. Кто же откажется примерить на себя роль кладоискателя, охотника на мамонта, или детектива, идущего по следу похитителей ценностей ?!
У небольшого районного музея возможностей значительно меньше. Но они есть! Любой музей - обладатель несметных сокровищ прошлого, сумеет сделать из экспонатов, страниц истории края, редчайших историй людских судеб такой уникальный продукт, который сможет составить достойную конкуренцию на рынке развлечений через познание.
Все любят игры - и дети, и взрослые. Так почему не превратить поход в музей в расследование, загадку, игру, поиски ответа, вовлекая юных посетителей в активную деятельность? Этот путь нам показался самым привлекательным. Реализация такого современного подхода к работе с детской и молодежной аудиторией дает возможность объединить классические формы музейной работы с инновацией.
К 50-летию своего основания районный музей разработал ряд инновационных форм работы. И уже в ноябре – декабре 2016 года школьники включились в разгадку секрета построения старинной крестьянской избы и вместе с экскурсоводом искали ответ на вопрос: сколько же лаптей нужно сплести хорошему хозяину на год? Задумались, что такое «намитка» и почему наши предки так ценили пояс.
Тематическая экскурсия «Хата нашых продкаў” с помощью интерактивного дополнения получила новые яркие краски, а участники игры- экскурсии боролись за таинственный приз, спрятанный в старинном соломенном коробе. Для самых младших наших посетителей – воспитанников детских садиков сотрудники музея подготовили серию игровых экскурсий – занятий, на которых дети с удовольствием играют в детские игры прошлого, путешествуют в мир этнографии, знакомятся с удивительной историей предметов быта наших предков.
Безграничные возможности предоставляет для музейного игротехника зал природы. Сколько здесь тайн, секретов, открытия окружающего мира! За несколько недель экскурсия - игра “Таинственный мир природы” стала любимой у 4-7 классов городских школ. Неожиданным поворотом игры всегда становится участие школьников в финальном конкурсе Красоты среди обитателей музейной лесной поляны. Дети приглашаются в жюри Конкурса, выбирают победителя среди животных и птиц, отстаивают свое мнение, вручают медали лучшим из лучших и сами получают призы.
Сорудники музея стремятся расширить коллекцию игровых форм работы. Музей приглашает детей на увлекательную игру – путешествие “Приглашаем в археологическую экспедицию”. В ходе экскурсии – игры посетители становятся членами археологической экспедиции в далекое прошлое и разгадывают тайну древних украшений IX – X столетия.
Разрабатывается музейное занятие “В гостях у синей Птицы Счастья. Или нас приглашает Сойка”, которое будет знакомить школьников с символом района – сойкой, ее семейством, особенностями, сказками и легендами об этой птице. Думается, что побывать в гостях у Птицы Счастья не отказались бы и взрослые игроки!
Совершенно особый материал для интерактивных форм работы – события Великой Отечественной войны, история Кличевской партизанской зоны. Здесь требуется необыкновенно бережное, трепетное отношение к фактам, событиям, судьбам, чтобы не превратить святое в способ развлечения.
Именно такой подход стал главным в разработке сценария квест – игры “Загадки партизанской зоны” для старшеклассников и музейного занятия “И помнит мир спасенный…” На время занятия участники формируют диверсионную группу, которая получает задание – десантироваться в районе Кличевской партизанской зоны, установить связь с партизанским отрядом, принять участие в бое за Кличев, обустроить партизанский аэродром и принять самолет с Большой Земли. На нелегком игровом пути школьников ждет логический ряд препятствий, загадок, головоломок.
Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с историческими фактами, событиями из истории малой родины. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне со знакомством с прошлым получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей почти детективной истории. А классный воспитательный час, уроки истории, биологии, географии, которые современный предприимчивый учитель проведет в союзе с музеем, станут для школьников настоящим праздником! Классным руководителям и педагогам колледжа музей предлагает целую палитру интересных интерактивных лекций и музейных занятий с мультимедийным сопровождением. В тайны деятельности засекреченных диверсионных спецгрупп периода войны посвящает слушателей интерактивная лекция «Партизанский спецназ», об уникальных фактах создания танков – тральщиков и подвиге Героя Советского Союза Павла Кривоноса рассказывает лекция «Подвиг танкиста», о нелегком пути самолетов с Большой земли в Кличевскую партизанскую зону, повествует лекция «Самолеты летят к партизанам».
Раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его образное мышление — об этом мечтают, наверное, все родители. А добиться этого можно через знакомство с историей своего рода, своего города, семейные походы в музей, общение и игры в музее с детьми. Не удивляйтесь! Музей – самое подходящее место для игры со своими детьми. Наблюдая, как семьи с детьми знакомятся с экспозицией, понимаешь, что всем не хватает игровой увлекательной интриги.

Творчество не имеет границ. Главный секрет воспитания уже открыт: если творить для детей и вместе с детьми, они вырастут настоящими людьми.

Л. Ачинович, научный сотрудник
краеведческого музея.
426