Выставочное мероприятие на Кургане Славы

21-22 августа музей принял участие в комплексе мероприятий на Кургане Славы и представил свою интерактивную выставку "Да вытокаў душой дакрануўшыся..". На выставке были представлены белорусские традиционные пояса, предметы быта крестьян, рушники, а также куклы-обереги. На мероприятии можно было поучаствовать в мастер-классах по плетению пояса и по изготовлению обереговой куклы зерновушки.

Пояса в традиционной культуре белорусов по праву занимают одно из самых почётных мест, так как без хорошо отделанного пояса трудно представить традиционный народный костюм, праздники и обряды. Вера Ивановна Селивончик - реконструктор древних поясов. Она возродила узоры, которые сохранились только в белорусской глубинке. Способствовала пополнению фондов традиционными поясами, многочисленные узоры которых выполнены в разнообразных техниках.

Жизнь простых людей напрямую зависела от количества полученного урожая зерновых. Крестьяне всегда трепетно относились к началу посева и уборки, сопровождали данные действия множеством ритуалов.

У многих славян был обычай – после сбора урожая шить из холста мешочки, засыпать в них зерно и с помощью ниток придавать ткани форму тела. В семьях бедняков брали овес, рожь, высушенный горох. Богачи – пшеницу, гречу или рис. Куклу-оберег по имени Зерновушка всегда делали толстенькой, стараясь в сшитый мешочек положить как можно больше наполнения. Причем использовали только семена и злаки, пригодные для будущего посева. Ведь считалось, что главное назначение Зерновушки – обеспечить хороший урожай на будущий год, значит сохранить достаток семьи.

Белый материал, который шел для изготовления основы-мешочка, вначале кипятили в солевом растворе, затем тщательно просушивали. Эти действия предотвращали появление жучков, поедающих крупу. А еще придумывали Горошине разные наряды, чтобы удивить ее. Считалось, что Горошина как любая женщина, любит красивую одежду. Изготавливали ее из самых ярких лоскутков, причем у каждого цвета было свое значение.

Значение цвета материала:

Красный – символ ранних рассветов и поздних закатов на ясном небе. На будущий год просили хорошую погоду и длинный световой день, чтобы успеть как можно больше на поле.

Оттенки желтого и оранжевого – к обилию хорошего и крупного зерна.

Зелёные лоскутки использовались для призыва весны. Чем раньше наступало тепло, тем скорее появится урожай яровых сортов.

Голубая ткань символизировала помощь божественных сил во время урожая. Мужчины, работавшие в поле, меньше уставали, изнурительный труд как будто облегчался, благодаря незримой сильной руке.

Магические атрибуты помещали в те помещения, где в ларях хранилась мука и крупы, в амбары, где находились семена для будущей посадки. Простые люди верили, что так можно уберечь продукты от порчи и грызунов, а также сделать место магическим. Считалось, что чем дольше в помещении лежала кукла, тем обильнее будет урожай в следующем году, ведь хранилище как бы заманивало к себе будущие продукты.

Весной из куклы брали содержимое и рассыпали его на вспаханном поле. Только после этого начинали сеять. Считалось, что именно эти действия гарантируют хорошие всходы и отличный урожай. Значит, в семье будет достаток, появится возможность не только накормить детишек, но и продать часть собранного на ближайшей ярмарке. А кусочки ткани, из которых была изготовлена кукла убирали в сундук и хранили до осени. Из них снова собирали магический атрибут после завершения сельскохозяйственных работ.

Женщины изготавливали нарядные обережные куклы как презент. Их дарили:

На новоселье, чтобы в новом жилище на праздники и в будние дни стол ломился от кушаний.

На свадьбу, с пожеланиями материального благополучия молодым.

Если какой-то член семьи уезжал в другой населенный пункт. Тогда амулет хранил его от неприятностей, воров и нахлебников.

Магический атрибут означал, что в доме живут трудолюбивые, состоятельные люди.

456