Рождественский Дед

Во время традиционной новогодней акции «Подари музею елочную игрушку» Сенненский историко-краеведческий музей получает раритетные игрушки в дар от неравнодушных людей. На этот раз на ретро ёлочке разместились стеклянные украшения советской эпохи из частной коллекции сотрудника редакции районной газеты «Голас Сенненшчыны» Ольги Кучинской: золотая белочка с орешком и сказочный домик. А подставочная фигура Деда Мороза досталась музею от жительницы Витебска Дианы Ермакович. Без малого 70 лет этот главный зимний волшебник был неизменным «спутником» новогоднего праздника в ее семье.  Но главным атрибутом Нового года этот персонаж был не всегда. Впервые в Российской империи он появился в 1910 году на Рождество, т.к. тогда этот праздник был доминирующим.  

Традиция ставить фигурку Деда Мороза под вечнозелёное дерево существует не больше века. До революции 1917 года дедушка радовал глаз исключительно с открыток и ёлочных игрушек.  В российском государстве ему отвели очень торжественную и важную роль «рождественского деда», задачей которого стало раздавать подарки послушным детям, как это делал Санта Клаус или местный волшебник на западе.

 На рубеже XIX-XX веков русское общество знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества. Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.

 В 1929 году в СССР официально запретили праздновать Рождество. В канун 1936 года было решено проводить новогодние елки, и бывший Рождественский дед приобретает новые черты. Морозко из одноименной народной сказки, добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.

Постепенно налаживается производство елочных игрушек. Именно в эти годы происходит окончательное формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого новогодний праздник немыслим. Сразу появляется традиция ставить под елку Деда Мороза. На рубеже 40-50-х годов технология изготовления фигурок меняется. Большинство Дедов Морозов этого времени создают целиком из папье-маше и прессованных опилок. Именно такой зимний кудесник появился в музее в канун Нового года. Его на­рядная шуба украшена зимними узорами, седая окладистая боро­да и пышные усы оттеняют румянец щек. Пря­чущаяся за усами улыбка так лукава и хитра, что маленький покупатель, придя в магазин вместе с мамой в начале 1950-х, был не в силах ото­рвать глаз от деда. Этот персонаж — создание художницы-масте­ра Веры Виноградовой, комсомолки, работавшей в московской артели «Все для ребенка».

            Во многом внешний вид Дедов Морозов, а также материал, из которого их изготавливали, в СССР зависел от экономических условий конкретного периода и службы снабжения отдельно взятых предприятий. Сыграли свою роль и тотально внедряемый везде принцип упрощения производства, и сокращение ручного труда. 

В целом образ Деда Мороза – это наш отечественный продукт, которому нет аналогов в мире. Есть даже критерии, как должен выглядеть новогодний Дед. В первую очередь у нашего героя всегда должна быть густая длинная борода, которая указывает на его почтенный возраст и является символом богатства и достатка. 

По традиции Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Узоры на шубе обязательно должны быть традиционными – орнамент в виде гуськов или звезд. По канонам Мороз должен быть в шубе красного цвета. Шапка у Деда Мороза овальной формы – такие были у бояр. Валенки или сапоги шиты серебром. Варежки – обязательно белого цвета, поскольку символизировали святость и чистоту, которую он дает из своих рук. И еще одна важная деталь: у Деда Мороза обязательно должен быть посох. Этот волшебный предмет необходим при ходьбе, он помогает узнать о приближении Деда, так как издает своеобразный стук, а при необходимости посох может быть использован для создания холода.

«Подъелочный» Дед Мороз - это особая игрушка. С ней не принято играть так, как играют с куклой. Можно сказать, это маленький передвижной монумент в честь настоящего Деда Мороза. В каждой семье он свой, непохож на соседского. Иногда его, как талисман, передают из поколения в поколение – от взрослых к детям. Тогда он становится семейной реликвией.

Каждый Новый год, как только в дом приходит нарядная лесная красавица, его извлекают из коробки и устанавливают под елкой. Чем он там занимается? Кого ждет? Что символизирует? Каждый из нас на эти вопросы дает свои ответы. Но традиция незыблема. С приближением Нового года Дед Мороз-игрушка занимает свое законное место под ёлкой.

463