Феномен коллекционирования

Коллекционирование (от латинского «collectio» - собирание, собирательство сбор) - разнообразная деятельность, в основе которой лежит сбор коллекции, то есть систематизированный сбор и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых единой темой). Коллекционирование как деятельность предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

Коллекция - систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу - частному лицу, организации либо государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2012. 514 с.

Коллекционер - это уникальный человек, который в рамках своего места обитания заботиться о сохранении унаследованных от прошлого предметов и исторических ценностей. Соответственно, коллекционирование служит скорее сохранению, а не хранению. Сохранению и передаче истории, наследии своей страны. Публичные собрания значительно превосходят частные по объему, но уступают им в численности, тем более что музеев намного меньше, чем коллекционеров. Исходя из этого факта, можно судить о том, что значит небольшая коллекция для сохранения всего мирового фонда старинных вещей.

В ряде исследований причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или «интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных собраний А.С. Виттлин перечислила следующие направления мотивации:

  • экономического значения,
  • социального престижа,
  • магическую,
  • выражения групповой принадлежности,
  • стимуляции любознательности и исследования,
  • эмоционального переживания.

Кшиштоф Помян подчеркивал, что понимание сосуществования различных мотиваций предмузейного и музейного собирательства - престижной, экономической, познавательной и эстетической - не должно отрицать важность каждой из них и сводить все к единой мотивации, признаваемой наиболее важной.

Результатом сотрудничества музеев нашей страны с коллекционерами стали сотни выставок различных тематик и направлений систематизированных собраний. Этому активно содействует Белорусское республиканское общественное объединение коллекционеров (БелРООК), объединяющее в своих рядах всех любителей создания коллекций. Примером этой работы могут служить выставки белорусских пресофилистов "Утюги на все лады", которые в настоящее время проходят в Музее "Лошицкая усадьба" (филиал Музея истории г. Минска) и Историческом центре "Мозырский замок". 

181