Лекция: «ХАТЫНЬ: СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ И СКОРБИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА»

В годы Второй мировой войны в Беларуси разрушено 209 городов и городских посёлков, сожжено более 9 тысяч сел и деревень. И это далеко не полная статистика войны. Символом жестокости гитлеровских оккупантов в отношении к мирным людям стала деревня Хатынь.

Вторая мировая война отличалась от предыдущих. Вслед за наступающими армиями Вермахта шли войска СС, основной задачей которых было подавление всякого сопротивления оккупантам со стороны местного населения. На захваченных территориях устанавливали чрезвычайно жестокий оккупационный режим. Поводом для массового уничтожения людей была борьба с движением Сопротивления, с подпольем и партизанами. Убийства людей происходили по всей стране. Гитлеровцы считали, что массовые казни, уничтожение городов и деревень вместе с людьми должно было посеять страх среди населения оккупированных территорий.

22 марта 1943 года на шоссе Минск – Витебск, в шести километрах от Хатыни, у деревни Козыри партизанами была обстрелена автоколонна фашистов. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от фашистов в лесу. Вызвав подкрепление из Логойска, фашисты-каратели направились в близлежащую деревню Хатынь.

Озверевшие фашисты ворвались в деревню. Жителей деревни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Скрыться от гитлеровцев удалось только троим детям.

Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В дыму задыхались и плакали дети. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты расстреливали. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них — 75 детей (до 16-ти лет). Деревня была разграблена и сожжена дотла. Лишь двое детей, из находившихся в горящем сарае, остались живы. Их подобрали и выходили жители соседних деревень.

Взрослый свидетель хатынской трагедии, 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен и умер на руках у отца. Этот трагический момент из жизни И.Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».

Идея воплотить в величественном памятнике память об уничтоженных людях родилась в 1966 году в д. Велье Витебской области. По мнению первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова, осуществить проект надо было ближе к столице. Выбрана была Хатынь.

Лучшим был признан проект группы молодых архитекторов Ю.Градова, В.Занковича и Л.Левина, а создать скульптуру пригласили народного художника БССР С.Селиханова. Работу по созданию мемориального ансамбля взял под опеку П.Машеров, именно он предложил донести через трагедию Хатыни трагедию всего белорусского народа.

Торжественное открытие памятника состоялось 5 июля 1969 года. На площади Победы в Минске от Вечного огня был зажжен факел и установлен на бронетранспортере. В сопровождении почетного караула процессия двинулась в Хатынь, где в присутствии первых лиц страны был зажжен Вечный огонь. Однако и после открытия мемориала работа в нем не прекращалась.

Мемориальный комплекс «Хатынь» является архитектурно-художественным сооружением. Памятник жертвам нацизма отличается оригинальным решением темы, скромностью и выразительностью художественных деталей. Здесь в тесной гармонии объединены архитектура, скульптура, звук колоколов и живопись – окружающая среда. Образ мертвой деревни раскрывает сущность фашизма, с великой силой воздействует на зрителей, через трагедию одной деревни показывает трагедию народа.

Человечество должно помнить о смертельной угрозе, которой оно избежало в недалеком прошлом, и ежедневно заботиться о будущем. На главной стеле мемориального комплекса есть слова, которые никого не оставляют равнодушными:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

277