В мире музейных предметов.

Будёновка (официальное наименование – шлем суконный) – представляет собой форменный головной убор военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Название «буденовка» головной убор получил в честь С.М. Буденного, командующего Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны.

Первоначально суконный шлем в Красной Армии назывался «фрунзевка» по имени М.В. Фрунзе, так как именно под его командованием находились части, где был введен новый головной убор в качестве обязательного компонента обмундирования.

Еще 7 мая 1918 г. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. Художникам предстояло разработать новое обмундирование для Красной Армии, включая и головной убор. В работе над буденовкой принимали участие такие художники как В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев и другие. В итоге 18 декабря 1918 г. Реввоенсовет утвердил суконный шлем, форма которого напоминала шелом с бармицей русских былинных богатырей.

Правда, есть и еще одна версия происхождения буденовки. Согласно этой точке зрения, история головного убора уходит своими корнями еще в дореволюционный период. Во время Первой мировой войны, с целью поднятия патриотических настроений в армии и в тылу, царские власти активно использовали древнерусскую тематику, включая и подвиги былинных богатырей. Были разработаны и специальные суконные шлемы, в которых солдаты Русской императорской армии должны были маршировать по Константинополю после победы над Османской империей (или по Берлину после победы над Германской империей). Но в действующую армию эти шлемы так и не поступили, а оставались на складах, где их и обнаружили подчиненные наркомвоенмора Л.Д. Троцкого уже после революции. В отличие от советской версии происхождения буденовки, документальные подтверждения царской версии неизвестны.

Официально принятие нового зимнего головного убора произошло после приказа Реввоенсовета № 116 от 16 января 1919 года. Он описывал буденовку как шлем суконный защитного цвета на ватной подкладке, состоящий из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз назатыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке.

О принадлежности бойца к Красной Армии свидетельствовала нашитая спереди над козырьком пятиконечная звезда.
8 апреля 1919 г. был выпущен новый приказ РВСР № 628 относительно цвета сукна, которое использовалось для знаков различия родов войск. Этот же приказ регулировал и цвет звезд, нашивавшихся на буденовку, и сукна, которым обтягивали пуговицы шлема. Пехотные части носили малиновую звезду, кавалерия – синюю, артиллерия – оранжевую, авиация – голубую, инженерные войска – черную, пограничные войска – зеленую.
Приказом Реввоенсовета СССР № 415 от 2 августа 1926 г. была упразднена суконная звезда, в связи с чем до отмены этого приказа в октябре того же года красноармейский значок-эмблема прикреплялся непосредственно на колпак шлема. В том же 1926 г. вернули и защитный цвет сукна головного убора.
5 июля 1940 г. был опубликован приказ № 187 Народного комиссара обороны СССР, заменявший буденовку в качестве зимнего головного убора шапкой-ушанкой. Такое решение было принято по итогам советско-финской войны: командование докладывало о том, что буденовки не обеспечивают достаточной защиты от холода.

В годы Гражданской войны, буденовка приобрела символическое значение для Красной Армии и всех, кто поддерживал большевиков: красноармейцы в буденовках изображались на многих агитационных плакатах. Самым известным из них стал плакат «Ты записался добровольцем?» Дмитрия Моора (Орлова), созданный в июне 1920 года.

Тем не менее, еще в 1941-1942 гг. буденовки в качестве головного убора оставались в некоторых действующих частях Красной Армии, а в партизанских отрядах, военных училищах и школах, в ряде тыловых частей буденовку использовали до 1944 года. В 1950-1960-е гг. буденовку стали усиленно популяризировать в массовой советской культуре. В послевоенный период буденовка широко использовалась в качестве гражданского детского головного убора, приобретя огромную популярность.

В экспозиции нашего музея представлены будёновки обр. 1919 и 1927 гг.

Материал подготовила: О.Ю. Лабович

50