36 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС

36 лет назад весь мир потрясло страшное известие об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. За короткое время название маленького советского города Чернобыля стало для всего мира олицетворением ужасающей техногенной катастрофы.

Авария произошла на 4-ом энергоблоке ЧАЭС 26 апреля 1986 г. примерно в 1 час 23 минуты по московскому времени. В результате произошло нарушение активной зоны реакторной установки и части здания 4-го блока, а также выброс части накопившихся в активной зоне радиоактивных продуктов в атмосферу.

В реакторе произошел тепловой взрыв, началось интенсивное парообразование. Затем произошел кризис теплоотдачи, разогрев топлива, его разрушение, бурное вскипание теплосистем, в которые попали частицы разрушенного топлива, резко повысилось давление в технологических каналах. Это привело к тепловому взрыву, развалившему реактор.

Взрыв в 4-ом реакторе ЧАЭС сдвинули со своего места металлоконструкции верха реактора, разрушили все трубы высокого давления, выбросили некоторые регулирующие стержни и горящие блоки графита, разрушили разгрузочную сторону реактора, подпиточный отсек и часть здания. Осколки активной зоны и испарительных каналов упали на крышу реакторного и турбинного здания. Была пробита и частично разрушена крышка машинного зала второй очереди станции.

После взрыва, вызвавших разрушения здания 4-го реакторного цеха, не был обнаружен, несмотря на предпринятые поиски, старый оператор главных циркуляционных насосов Валерий Ильич Ходемчук, рабочее место которого находилось в районе обвала. К этому же времени госпитализировали 108 человек из числа тех, кто участвовал в противоаварийных мероприятиях и выполнял свои служебные обязанности на ЧАЭС. Еще 24 человека были госпитализированы в течение 26 апреля.

Несмотря на взрывы, все три остановившихся блока продолжали действовать. Не был поврежден даже 3-й реактор, который технически теплосвязан с аварийной ядерной установкой.

Вместе с тем возникла ситуация, при которой следовало остановить все реакторы. 3-й блок остановили в 5 часов 26 апреля. 1-й и 2-й блоки заглушили соответственно в 1час 13 минут и 2 часа 13 минут 1986 года. Все аппараты затем были подготовлены к длительной стоянке в холодном состоянии, а оборудование станции после аварии перевели в положение холодного резерва.

Авария подобного типа, какая произошла на ЧАЭС, так же маловероятна, как и гипотетические аварии. Причиной случившейся трагедии явилось непредсказуемое сочетание нарушений регламента и режима эксплуатации энергоблока, допущенных обслуживавшим его персоналом. В результате этих нарушений возникла ситуация, в которой проявились некоторые существовавшие до аварии и устраненные в настоящее время недостатки РБМК. Конструкторы и руководители атомной энергетики, осуществлявшие проектирование и эксплуатацию РБМК-1000, не допускали, а следовательно, и не учитывали такого количества различных отступлений от установленных и обязательных правил, особенно со стороны тех лиц, которым непосредственно поручалось следить за безопасностью ядерного реактора.

Расследование причин аварии на ЧАЭС началось буквально в первые же часы после случившегося. Прежде всего, были сняты показания с многочисленных приборов, собраны ленты показаний самописцев, магнитные ленты, а также журналы, где дежурный персонал отмечал порядок своих действий за период, предшествующий развитию аварии, отразивших её процесс. Это оказался достаточно основательный и серьёзный материал для анализа, который провели специалисты.

Для ускоренного анализа выдвинутых исследователями вариантов и версий возникновения и развития аварийной ситуации использовалась интегральная математическая модель энергоблока с реактором РБМК-1000, реализованная на ЭВМ в реальном масштабе времени.

Всю эту работу уже 26 апреля начала осуществлять Правительственная комиссия, а также привлечённые Государственным комитетом по использованию атомной энергии СССР специалисты.

На 4-м энергоблоке накануне аварии-25 апреля

День 25 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке ЧАЭС атомной электростанции планировался как не совсем обычный. Предполагалось остановить реактор на планово-предупредительный ремонт. Но перед заглушением ядерной установки необходимо было провести ещё и некоторые эксперименты, которые наметило руководство ЧАЭС.

Испытания, проводимые на 4-м энергоблоке в ночь с 25 на 26 апреля 1986

Перед остановкой были запланированы испытания одного из турбогенераторов в режиме выбега с нагрузкой собственных нужд блока.

Само понятие “выбег” является секретным лишь для непрофессионалов. Суть эксперимента заключается в моделировании ситуации, когда турбогенератор может остаться без своей движущей силы, то есть без подачи пара. Для этого был разработан специальный режим, в соответствии с которым при отключении пара за счёт инерционного вращения ротора генератора какое-то время продолжал вырабатывать электроэнергию, необходимую для собственных нужд в частности для питания главных циркуляционных насосов.

Испытания “на выбег”, привели, в конечном счёте, к возникновению аварии.

Остановка реактора 4-го энергоблока планировалась днём 25 апреля. Следовательно, к испытаниям готовился другой, не ночной персонал. Именно днём на станции находятся руководители, основные специалисты, и, значит, есть возможность осуществить более надёжный контроль за ходом экспериментов. Однако здесь случилась “неувязка”. Диспетчер “Киевэнерго” не разрешил останавливать реактор в намеченное на ЧАЭС время, так как в единой энергосистеме не хватало электроэнергии из-за того, что на другой электростанции вышел из строя энергоблок.

Качество программы испытаний, которая не была должным образом подготовлена и согласована, оказалось низким. В ней был нарушен ряд важнейших положений регламента эксплуатации. Помимо того, что в программе не были предусмотрены дополнительные меры безопасности, ею предписывалось отключение системы аварийного охлаждения реактора (САОР). В ходе эксперимента могло произойти автоматическое сбрасывание САОР, что помешало бы завершению испытаний в режиме выбега. Так 4-й реактор эксплуатировался без важного элемента системы.

339