Статья «Окно сквозь время. Сенно глазами фотографа»

Что такое время? - этот вопрос явно из раздела философии. Со школьных уроков мы знаем, что время никогда не останавливается, оно непреклонно идёт вперед, но благодаря фотографиям мы можем запечатлеть мгновения времени.

«Окно сквозь время. Сенно глазами фотографа»

Фотография появилась почти 200 лет назад, а сам термин означает «рисование светом» или «светопись». Старейшей сохранившейся фотографией, а точнее гелиогравюрой, является «Вид из окна в Ле Гра», выполненной 1826 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом. Для выполнения этой «фотографии» потребовалось не менее 8 часов экспонирования, т.е. воздействия света на светочувствительный материал в камере-обскуре (camera obscūra — «тёмная комната», прообраз фотокамер). Материалом служила металлическая пластина, покрытая слоем битума.

Следующий этап связан с именем французского изобретателя, художника, химика Луи Жака Манде Дагера и его технологии – дагеротипии, или «зеркала с памятью», названной так из-за зеркальности изображения (отражение по горизонтали). Для снимка брали полированную посеребренную медную пластину, обработанную парами йода (светочувствительный слой йодистого серебра). Далее пластину необходимо было поместить в камеру-обскур и открыть объектив на необходимый промежуток времени. Под действием света на светочувствительном слое возникало латентное (скрытое) изображение. Чтобы проявить изображение, требовалось обработать пластину горячими парами ртути и закрепить тиосульфатом натрия. Эта технология стала настоящим прорывом, однако использование ее в портретной сьемке было обусловлено трудностями, требовалось много света, при этом не менее 20-30 минут неподвижного позирования. Это приводило к тому, что посетители засыпали прямо в фотоателье. Только после усовершенствования - использования в фотоаппарате зеркал и появления более светочувствительных объективов - стало возможным сократить съемку до 5 минут, позднее до одной секунды.

В дальнейшие десятилетия многие изобретатели будут пытаться усовершенствовать фотографический процесс, используя разную технику и материалы: от йодистого серебра с обработкой парами ртути до желатиносеребряной эмульсии на стеклянной пластине (с 1870-х г.), так и на готовых промышленных фотобумагах и целлулоидных пленках (с 1889 г.); от примитивных камер-обскуров до ящично-меховых фотоаппаратов конца XIX в.

Рождение фотографии не осталось в стороне от Российской империи. Впервые технология Дагера - дагеротипия - была представлена публике 7 января 1839 г. на заседании Парижской академии наук, а уже через месяц стала известна в России. Первые фотоателье появились в крупных городах империи - Санкт-Петербурге и Москве. Изначально сделать снимок на память было достаточно дорогим удовольствием. Позволить себе доступно лишь городских щеголей и расфуфыренных барышень. Так, например, москвичам в 1850-60 гг. дагеротипный портрет стоил от 3 до 25 рублей серебром (в зависимости от формата и др. особенностей). При этом курс: 1 рубль серебром = 3 рублям ассигнациями, а жалование чернорабочего составляло 12-21 р., каменщика – 28-39р., служащего 50–80 р. ассигнациями в месяц.

Но прогресс неумолим, с развитием технологий фотография становилась более доступной для населения уездных городов. И Сенно не было исключением. Фотоателье открылось по улице Трактирная (часть совр. ул. Октябрьской). Здесь работал один из первых фотографов Сенненского уезда Лев Хаимович Велятицкий. Согласно источникам, Велятицкий начал работать в Сенно не позднее 1907 г. В настоящее время выявлено 13 фоторабот, выполненных мастером, пять из которых представлены в книге К.Т. Аникиевича «Сенненский уезд Могилевской губернии». Также уникальные фотоснимки хранятся в фондах районного музея.

Особенность работ Велятицкого – это предпочитаемый жанр – портрет. На них запечатлены как простые крестьяне уезда, так и мещане города Сенно.

Рассматривая фотографии Велятицкого, можно предположить, как выглядело фотоателье по Трактирной. Деревянный дом, имеющий 2-3 комнаты, из которых две были предназначены для работы (позирования и проявления негатива). Свет для съемок проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Обстановку большинства уездных ателье составляли фотоаппарат на штативе, немногочисленные сменные фоны (однотонные, сельские пейзажи, архитектурные колонны), 2-3 хороших добротных кресла или стула, чайный столик, консоль и прочая мелкая атрибутика.

Наиболее популярные форматы в конце XIX –нач. XX в. являлись «CABINET PORTRAIT», «VISIT PORTRAIT» (надписи на лицевой стороне). Обратная сторона могла украшаться типовым рисунком, как, например, фотография Гирши Мовшевича Хейфеца, торговца лошадьми, проживавшего в Сенно по Витебской улице.

В более простых вариантах оборот фотоснимка был чистым, как это можно увидеть на фотографии семьи резника Менахема Менделя Аронина с его первой женой Леей. В обоих вариантах на обороте присутствует простой схожий оттиск штампа фотографа и его адрес:

«Фотограф Л.Х. Велятицкий»

*г. Сенно*

Практически все известные нам работы Велятицкого выполнены на закупных паспарту - фотографических картонных бланках, изготовляемых на фабриках и литографиях. Один из них атрибутирован – это фабрика фотографических бланков Иосифа Покорного в г. Либаве (открыта с 1904 г.), ныне современная Латвия. Согласно прейскуранту 1912 г., за 100 шт. паспарту форматов «Визит» или «Кабинет», в зависимости от качества, необходимо было уплатить от 60 коп. до 2 руб.

Сколько же стоило сделать снимок у Велятицкого? Цена напрямую зависела от формата и качества паспарту. На конец XIX - нач. XX в. цена у большинства простых фотографов равнялась 1 руб. за «визитку», 3 руб. за дюжину «кабинетных». Для понимания приведём пример некоторых розничных цен на продукты в уездном Сенно за 1910 г. Так, за 1 рубль (кредитный билет) можно было приобрести около 4,5 кг мяса или 3,1 кг сахара либо 9 кг ржаного хлеба. При этом месячная оплата у прислуги мужского пола колебалась от 5 до 10 р. Младшие чины госслужбы получали 20-25 р.

К сожалению, не выявлено ни одной фотографии Велятицкого с городскими пейзажами. Но благодаря его губернскому коллеге Семену Петровичу Александрову (его фотоателье располагалось в Могилеве по ул. Большая Садовая, дом Лурье) сегодня можно «глазами мастера» посмотреть на Сенно в начале XX в., «прогуляться» по многим улочкам и улицам уездного города. И сделать это можно с помощью современного жанра – таймерографии. Это специальная техника, когда в одном кадре совмещаются снимки одного и того же места, снятые с одной и той же точки, но в разное время. Фото, получаемые таким образом, передают необычное ощущение связи времен, позволяют «открыть окно в другие эпохи».

Традиционно 18 мая в Международный день музеев Сенненский историко-краеведческий музей открывает двери для всех посетителей. В этот день начинает работу фотовыставка «Окно сквозь время. Сенно на старых и новых фотографиях», где любой желающий сможет увидеть и узнать много увлекательного и интересного, ощутить дыхание эпохи.

388